ol_anya (ol_anya) wrote,
ol_anya
ol_anya

Category:

Детские страхи. Их природа. Что с ними делать?

Originally posted by kudryashka_sju at Детские страхи. Их природа. Что с ними делать?
Оригинал взят у ma_ma_ya в Детские страхи. Их природа. Что с ними делать?

"Нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев,
в большой страх или глубокую печаль."
                                                   Авиценна

Поступил запрос на тему детских страхов. Пришлось "вспомнить всё" и дополнительно перелопатить кучу информации, чтоб собрать всё воедино в небольшую статью. Я не скрываю, что текст не полностью моего авторства. Просто, может быть, некоторым будет проще и интересней почитать основные "выдержки" , собранные в одном тексте :-)

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат не­правильно сложившихся отношений в семье».
Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».
Определенные страхи являются нормальным явлением для конкретного возраста и связаны они с познанием ребенком окружающего мира и себя в этом мире:
8 месяцев – боязнь незнакомых людей,
1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей.
До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что». В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей,транспорта, животных. Дети боятся засыпать в одиночестве.
С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты.
К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства. Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?».
От 5-ти до 7-ми лет - страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием, страх наказания.
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх не оправдать ожидания старших (родителей, учителей и т.д.)

Страх не любви родителей, страх быть покинутым не имеет возрастной привязки. Они могут возникнуть у ребёнка в любом возрасте. Именно эти страхи дети переживают особенно глубоко. Иногда родители в качестве "воспитания" говорят: "Я тебя больше не люблю!", "Отдам в детский дом", "Ты нам не нужен", "Глаза мои тебя бы не видели" и т.п. Сказав это, родители даже не придают значения словам, могут тут же забыть, но для маленького человека это сигнал к тому, что он может быть брошенным, никому не нужным, останется наедине с огромным опасным миром... Таким образом формируется очень серьёзный страх, который позже перерастает в серьёзные психологические проблемы.

Что же со всем этим делать родителям и как помочь ребёнку?
Прежде всего нужна коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта, дети как бы «перерастают» их. Но, тем не менее, родителям всегда следует обращать внимание на проявление страхов у ребенка. Отсутствие внимания к проблеме и помощи в нужное время может привести к болезненной заостренности страхов. Родителям необходимо владеть элементарными приемами психологической работы с детскими страхами и знать, как не усугубить состояние ребенка, а наоборот, помочь ему справиться со своими переживаниями.
Что мы,родители, можем сделать?

1. Относиться к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегать преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается. Наиболее адекватным реагированием на страхи ребенка является внимание к ним, без ненужного беспокойства и драматизации.
2. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь. Нельзя недооценивать влияние страха на психику ребенка.
3. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Дети иногда боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание. Достаточно просто показать объект, заострить внимание на том, что звук это всего лишь звук и это не опасно.
4. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Достаточно просто в двух словах объяснить природу данного "страха" (как в случае с незнакомым звуком). Если ребёнок совсем мал, то ожно занять его интересной для него деятельностью, игрой, увлечь его чем-то.
5. Не оставляйте ребенка в одиночестве в незнакомой и не понятной для него обстановке. Постепенное исследование неизвестного, безболезненно проходит только рядом с авторитетным для ребёнка взрослым. В разном возрасте, ответом на страх, являются различные реакции от призыва о помощи, до самостоятельной защиты. Однако если ребенка не научили адекватным реакциям, то скорей, всего на поведенческом уровне закрепятся самые ранние детские реакции – затаиться, спрятаться, не шевелиться. Ребенок без помощи родителей будет находиться в постоянном страхе и тревоге. Ни о каком познавании мира не может быть и речи.
6. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его. Проговаривания важны в общении с ребёнком не только в связи со страхами!!! Маленьким детям тяжело объяснить свои чувства и нужно им помогать в этом. Например, если ребёнок упал и горько плачет: "Ты упал, тебе больно. Я понимаю. Мне жаль тебя. Я люблю тебя. Сейчас всё пройдёт", и всё в таком духе. Или, если ребёнок злится, обижен : "Я понимаю, что ты расстроена. Я знаю, что ты хотела ту конфету. Ты, конечно, можешь поплакать от обиды. Тебе кажется, чито если я не купила конфету, то я тебя не люблю? Это не так! Я очень тебя люблю, но конфеты вредны для зубиков. Ты же хочешь быть с красивыми здоровыми зубиками, правда? Мамочка просто заботится о твоём здоровье"... Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением.
7. Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.
8. Воспитывайте в детях оптимизм, уверенность и самостоятельность. С 3х лет нужно братить особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она напрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.
Маленький ребенок сам не справится со страхом. Думать, что ребенок сможет сам пережить страх – большое заблуждение. Именно поэтому родитель - ключ в решении данной "проблемы".

Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (постоянные сорры в доме, развод родителей, потеря близкого человека, насилие и др.).
Ещё хотелось бы коснуться кратко темы "активной работы над страхами" с детками.
"Арт-терапия"- рисование страха.
Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д. На рисунке дети наделены большей силой и возможностями, что способствует переживанию страха. Если ребенок рисует неведомое чудовище, то себя он может нарисовать в доспехах и с мечом (ненавязчиво можно подсказать и помочь прорисовать нужное). Здесь родительская интуиция вам поможет.
"Игро-терапия" - очень сильный инструмент в работе со страхом.
Ребенок может попробовать себя в разных ролях, даже в роли Бабы Яги, но самое главное он находится рядом с взрослым. В игре, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.
Проигрывайте страхи! Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит эмоциональное реагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом. Пассивная роль родителей в таких играх очень важна. Важно идти ЗА ребёнком и помогать ему.
"Сказко-терапия". Используйте сказки в борьбе со страхами. Язык метафор, встречающийся в сказках, - мощный инструмент воздействия на психику с целью помочь ребенку наладить отношения с окружающим миром. Родители могут использовать как готовые сказки, так и сочинять сказки сами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Сочиняя сказку, родители должны сделать так, что бы ребенок отождествил себя с героем сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их. Существует много способов борьбы со страхами, и взрослые не могут знать точно, какой из них подходит для их ребенка. Предложите ребенку несколько сюжетов, что бы он мог выбрать для себя близкий по духу.
Очень хорошо совмещать игро и сказко терапию. Разыгрывая целые спектакли (посредством кукол, игрушек; или нарядиться героями самим), ребёнок получает сильнейшее "оружие" против страха и получает навыки и способы "борьбы".

В более сознательном возрасте ребёнка (в 4-5 лет уже вполне можно серъёзно поговорить) можно завести разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх и т. д. Обсудить с ребенком, все ли чувства приносят пользу человеку. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с "неприятелем." Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам, заставляет мозг по несколько раз оценивать расстояние между высотой бревна, перекладины и землей. Страх транспорта на дороге так же можно привести в пример, указав на то, что это "хороший страх", помогающий следить за безопасностью, переходя дорогу (тут же можно выучить правила перехода по зебре, по светофору и т.д.).

Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи."

"Проблемы духовной жизни родителей напрямую отражаются на детях. А родители вместо того, чтобы обратить внимание на себя, начинают искать причину где-то еще - в еде, в сглазе, в нянях и т.д.

Определенная строгость в воспитании нужна, но когда ребенок ясно показывает, что ему становится неуютно и страшно в этом мире, нужно максимально оградить его любовью и заботой, а не раздражаться и ругаться за «капризы». Если родители научатся перемещать фокус своего внимания с себя, своей работы и своих проблем на детей, причины для страха постепенно уйдут." (Священник Дмитрий Березин)

Если взрослый помогает ребенку справиться со своим страхом, то ребенок обогащается новым опытом, становится свободным и раскрепощенным. Преодоление страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте и оптимизму.
Не ленитесь и будьте внимательны к своим детям! :-)
Tags: перепост, психологія, страхи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments